Согласно директивам штаба Юго-Западного направления № 02/оп от 29.12.41 и № 03/оп от 6.01.42, от рубежа по р. Северский Донец на Донбасс должны были наступать 12, 37 и 57 армии Южного фронта, их непосредственный сосед с севера — 6 армия Юго-Западного фронта — должна была развивать наступление на Лозовую. Так, 57 армия (Д.Рябышев) и 37 армия (А.Лопатин) в результате совместного наступления от рубежа Изюм, Красный Лиман, Нырково должны были прорвать оборону LII и XI армейских корпусов противника и выйти в район Павлоград, Б.Токмак. В стык этих двух армий предполагалось ввести части 1 и 5 кавалерийских корпусов (соответственно Ф.Пархоменко и А.Гречко), задачей которых было совместное наступление в направлении Днепропетровск, Запорожье. Предполагался вспомогательный удар на Дзержинск силами 12 армии (К.Коротеев). В район Сватово стягивались силы 9 армии, которая изначально после вывода из резерва должна была развивать наступление на Запорожье.
Наступление началось под мощным огнем со стороны противника в условиях сильных морозов (до минус 35-40 градусов) 18.01.42. Части 57 и 37 армий форсировали р. Северский Донец, захватили и расширили плацдармы на правом берегу реки, и к исходу 21.01.42 приблизились к оборонительным узлам противника в Барвенково и Славянске. Правофланговые дивизии 57 армии, 1 и 5 кавалерийские корпуса получили приказ наступать на Барвенково. На следующий день была перерезана ж.д. Лозовая — Славянск в районе Гавриловка, Языково, а 23.01.42 5 кавкорпус наступал на Барвенково; части 351 стрелковой и 34 конной дивизий завязали уличные бои в городе. К вечеру благодаря обходному маневру конников был освобожден г. Барвенково, разбитые части 68 пехотной дивизии противника отступили на рубеж р. Самара. Преследуя части противника, 34 и 60 конные дивизии наступали в направлении Александровка, 79 дивизия — из Языково на Елканскую. Лыжники 351 стрелковой дивизии перерезали пути отступления противнику.
В ночь на 24.01.42 части 5 кавалерийского корпуса сосредоточились в районе Александровка, Андреевка, Ново-Александровка, а к 14 часам 25.01.42 части 34 и 60 конных дивизий форсировали р. Самара, и совместно с 351 стрелковой дивизией и 130 танковой бригадой овладели рубежом обороны противника Зеленый, Софиевка. Под напором частей 60 дивизии противник был выбит из Ново-Андреевки и отступал в направлении Степновка. Уже на Самаре части 5 кавалерийского корпуса столкнулись со свежими силами противника, спешно стянутыми к реке — 94 и 125 пехотными дивизиями. К исходу 26.01.42 части 5 кавалерийского корпуса овладели рубежом Марьянка, Степановка. Рано утром, 27.01.42 34 конная дивизия форсировала р. Бык и разгромила батальон 228 полка 101 пехотной дивизии в Криворожье, овладев селом. Остальное время 27.01.42 конники отдыхали, приводили в порядок себя и коней.
К 27.01.42 части 1 кавалерийского корпуса, согласно приказу, пытались развить наступление в константиновском направлении в глубокий тыл противника, поскольку поставленная перед 37 армией задача наступления в направлении Артемовск, Красноармейское до сих пор не была выполнена. Так, 68 конная дивизия атаковала 100 легкопехотную дивизию противника, оборонявшего рубеж Явленская, Шаврово, овладев западной частью Явленской. Части 56 конной дивизии овладели Шаврово и устремились на Михайловку, где вскоре были остановлены противником. Между тем, с 27.01.42 направление Барвенково — Красноармейское принимает для операции особо важное значение: части 6 армии Юго-Западного фронта освободили Лозовую, создав угрозу командованию 27 армии противника. В связи с этим, командование переехало из Павлограда в Красноармейское, куда стягивались танковые и пехотные подразделения.
Напряженным выдался день 28.01.42: части 57 армии завязали бои за Петропавловку, нависнув над основной (в сущности — единственной) артрией снабжения Донбасской группировки противника — ж.д. Павлоград — Красноармейское. После пленения полевой кухни противника в Криворожье (которая, не подозревая о взятии села конниками, следовала в село), части 34 конной дивизии двинулись на Доброполье, овладев Ново-Гришино. Части 60 конной дивизии завязала бои на северной окраине Марьевки, а 79 конная дивизия обходила Доброполье южнее. Завязались бои северо-восточнее Славянки, в Каменке, на северной окрание Сергеевки, Гришино, восточнее Красноярского, в районе свх. Шевченко. Таким образом, конники совместно с 57 армией нависли над ж.д. Павлоград — Красноармейское, усугубив положение Донбасской группировки, и пытались перерезать магистраль в районе Сергеевки (близ разъезда № 5).
В районе Доброполье, Красноармейский Рудник противник сосредоточил части 68 и 101 пехотных дивизий, силами которых контратаовал части 5 кавалерийского корпуса. В 11 часов утра 2 батальона пехоты с танками нанесли удар по 60 дивизии, последняя отошла на северный берег р. Бык. Стянутые в район Красноармейское, Гришино силы т.н. Группы Маккензена перешли в наступление в направлениях Гришино, Ленинский и Гришино, Доброполье. Наращивались силы ударной группировки в стыке 1 и 5 кавалерийских корпусов, где в результате более стремительного наступления последнего образовался 20-километровый разрыв. В ночь на 29.01.42 части 34 конной дивизии заняли полосу обороны Криворожье, Завидо-Кудашево, оставив 139 кавалерийский полк в качестве передового отряда в районе Доброполье. Части 79 конной дивизии заняли второй рубеж обороны Малеевский, Червона Зирка, Ново-Криворожье.
С 29.01.42 начата перегруппировка войск Южного и Юго-Западного фронта: в результате наступления Красной Армии образовался т.н. Барвенковский выступ с узлами обороны противника в основании выступа на одной линии с Изюмом — в Славянске и Балаклее. Не смотря на рекомендации начальника штаба Юго-Западного направления И.Баграмяна выделить резервную 9 армию на константиновское направление для совместного с 1 кавалерийским корпусом наступления и ликвидации разрыва 1 и 5 кавалерийских корпусов, главком С.Тимошенко выделил последнюю для наступления совместно с 37 армией на Славянск. Это обусловило окончание активных наступательных маневров 57 армии и 5 кавалерийского корпуса. День 31.01.42 в официальной советской историографии значится как последний день Барвенково-Лозовской наступательной операции; в этот день ударная группа Коллермана отбила у 57 армии Петропавловку, восстановив полноценное обеспечение Донбасской группировки противника.
К исходу 1.02.42 части 5 кавалерийского корпуса заняли круговую оборону, и с боями были вынуждены отходить за р. Самара. В ночь на 6.02.42 конники возобновляют наступление, овладевают с. Добрая Надежда, под мощным артогнем во второй раз форсировал р. Самара, и вклинился вглубь обороны противника до 15 км. Маневры 5 кавалерийского корпуса продолжались до 7.02.42, после чего наступила затяжная фаза тяжелых позиционных боев. Части 1 кавалерийского корпуса завязли в боях с 100 легкопехотной дивизией противника в районе Ивлевское, Михайловка. Мощными контратаками противник 9-10.02.42 остановил фронтальное наступление 5 кавалерийского корпуса. В попытках окружить части 1, 5 кавалерийских корпусов и 57 армии, противник, за счет подтянутых резервов, 11.02.42 осуществил контратаки по всей линии фронта.
К утру 12.02.42 под натиском превосходящих сил противника, 351 стрелковая и 34 конная дивизии отступили и закрепились на новых рубежах. Трижды противник атаковал с. Богдановка, и в ночь на 13.01.42 по приказу командования 34 конная дивизия оставила Богдановку, Котовку, закрепившись на новых рубежах. На протяжении 17-18.02.42 части 5 кавалерийского корпуса и 351 стрелковой дивизии сдерживали наступление 4 пехотных дивизий и 120 танков противника, и перешли в контрнаступление. В 9 утра 20.02.42 в наступление перешла 57 армия, направляя главный удар в район Елизаветовка, Александровка, Варваровка-2. К этому времени 5 кавалерийский корпус освободил Елизаветовку, Ново-Александровку, Ново-Кавказ. На следующий день к 14 часам 79 конная дивизия выбила противника из Богдановки, Котовки, Федоровки. Однако, к концу февраля противник вновь оттеснил части 5 кавалерийского корпуса к Барвенково; 26.02.42 5 кавкорпус был выведен в резерв.
Говоря о результатах Барвенково-Лозовской наступательной операции, следует отметить неоднозначность результатов последней. Не смотря на то, что были заняты крупный город Барвенково и ж.д. узел Лозовая, перерезано ж.д. направление Павлоград — Харьков, связывающие Харьковскую и Донбасскую группировки противника, существенный урон в войсках противника в живой силе и технике, результаты операции нельзя оценить высоко. Сказалось отсутствие опыта планирования и ведения крупных наступательных операций. Так, образовался т.н. Барвенковский выступ, который мог стать как плацдармом для дальнейшего наступления Красной Армии, так и ловушкой для войск, занявших этот выступ. В основании выступа находились два непокоренных пункта сопротивления противника — Балаклея и Славянск. Бои в последнем пункте продолжались до марта 1942 г., были заняты объекты в окрестностях, и даже в городской черте Славянска, но Красная Армия была вынуждена оставить город. Захваченные ж.д. Лозовского узла Советское командование не могло использовать в полной мере: со стороны Изюма ж.д. на Лозовую оставалась перерезанной противником в районе Славянск.
В первой декаде марта было решено сосредоточить силы 9 и 57 армии с 5 кавалерийским корпусом в районах Шаврово, Михайловка, Петровка для дальнейшего наступления. Однако, 12.03.42 противник предпринял сильную атаку, овладел Анно-Николаевкой, Елизаветовкой. На следующий день перешла в наступление 57 армия. Завязались тяжелые бои: в районе Шаврово несколько раз сталкивались «лоб-в-лоб» наступающие армии противоборствующих сторон. На протяжении 14-15.03.42 Красная Армия вела наступление на Явленскую, была освобождена Елизаветовка. С 17.03.42 в наступление перешел 5 кавалерийский корпус: 34 конная дивизия овладела господствующей высотой северо-западнее Сергеевки (краматорское направление), атаковала село; 60 конная дивизия овладела с. Загон, завязала бои на окраине свх. Правда. Наблюдались сильные атаки противника на линии 79 конной дивизии. Напряженным был день 18.03.42: противник захватил Яковлевку и Ново-Яковлевку, но к вечеру был оттуда выбит.
С 24.03.42 началось таяние снега, и последовавший за ним период весенней распутицы, ставший временем технической паузы. Впрочем, бои в условиях распутицы продолжались до 10.04.42, но значительных успехов в них ни одна из сторон не добилась. В результате, до середины мая 1942 г. на направлении Барвенково — Красноармейское фронт стабилизировался на рубеже р. Самара. По окончании периода распутцы, к наступлению готовились обе стороны. Командование Юго-Западного направления стягивало силы под Харьков для основного удара на вторую столицу Украины. Противник же 13-16.05.42 перегруппировал силы для задействования ударной группы Клейста для прорыва обороны Южного фронта и ликвидации Барвенковского выступа. В частности, на участке Петровка. Громовая Балка сосредоточился 3 моторизированный корпус для последующего удара с рубежа Алксандровка, Андреевка на Барвенково.
Тем временем, с 12.05.42 войска Юго-Западного фронта перешли в наступление, направляя главный удар на Харьков. Неожиданно для частей Южного фронта (хотя, оборона южного фаса Барвенковского выступа входила в круг их прямых обязанностей), 17.05.42 противник двумя сходящимися ударами в направлениях Славянск — Изюм и Александровка — Барвенково смял оборону 9, 37 армий и 5 кавалерийского корпуса, вклинившись вглубь до 20 км. К 17 часам группа Клейста овладела Барвенково. На линии действия 57 армии противник поначалу вел себя пассивно, части первой отошли на рубеж Доброволье, Ново-Пригожее. В результате, образовался 20-километровый разрыв между Ново-Пригожим и Барвенково, куда противник наращивал свои силы. К исходу 22.05.42 части 6 и 57 армий Юго-Западного направления были полностью окружены, а благодаря мощным атакам 9 и 39 армий со стороны Изюма 26, 28 и 29.05.42 кольцо окружения разрывалось лишь на короткое время. По различным оценкам, в т.н. «Барвенковском котле» оказалось от 250 до 550 тыс. солдат и офицеров, а вырваться из окружения удалось лишь 25-30 тысячам бойцов.
Рассматривая картину боевых действий первой половины 1942 г. южнее Барвенково, восстановленную благодаря вышеуказанным источникам, а так же мемуарам А.Гречко, Д.Рябышева, И.Баграмяна и К.Москаленко, можно с достаточной точностью и информативностью восстановит ход наступления января 1942 г. Однако, и здесь наблюдаются «пробелы». Так, не указывается, чем 5 кавалерийский корпус занимался в районе Александровки 24.01.42: атаковал рубеж обороны противника или отдыхал, стягивал силы? Так же, ни Баграмян, и Гречко не сообщают, какие части 5 кавалерийского корпуса вышли к Сергеевке и Гришино (я понял, что 79 конная дивизия, но эта информация пока что не подтверждена), и как они оттуда отступили в результате наступления группы Маккензена. Кроме того, плохо описана картина отступления 5 кавалерийского корпуса 1-6.02.42 от р. Бык за р. Самара, так же отход Красной Армии к Барвенково в конце февраля 1942 г.
Однако, еще большая загадка — пути сообщения во время войны. Так, Д.Рябышев указывает три основные ж.д. линии снабжения Донбасской группировки противника: Харьков — Лозовая — Славянск, Полтава — Лозовая — Славянск и Павлоград — Красноармейское — Славянск. Первая линия принимается к сведению без разговоров. Зачем полководец назвал участок Лозовая — Славянск, когда указывал вторую линию? И что это за участок на третьей линии Красноармейское — Славянск? Если имелся в виду путь через Горловку, Константиновку, то это большой «крюк», и такой человек, как Рябышев, наверняка указал бы хотя бы Горловку. Если имеется в виду направление Красноармейское — Константиновка (сейчас там автодорога), то уклоны на этой предполагаемой временной военно-полевой дороге вряд ли позволили бы движение поездов по ней, и этот участок исключается. Кстати, из автодорог в мемуарх увидел только Барвенково — Петропавловка и Павлоград — Краснормейское, к которому первая и примыкает.
Остается для объяснений еще один вариант с загадочным ж.д. участком Красноармейское — Славянск — вдоль современного хода Красноармейск — Дубово с разворотом составов в славянском направлении по Дубово. Прямых доказательств существования этого участка до 1960 г., в частности в 1942 г., у меня нет. Однако, при изучении хода т.н. Харьковского сражения 1942 г., обнаружил в четырех местах карты с указанием этой железной дороги. Или это нанесение направлений маневров на более современную карту? По большому счету, ж.д. от Красноармейского до Лозовой нужна была как Красной Армии для связи тылов Юго-Западного и Южного фронтов при обороне Донбасса осенью 1941 г., так и немецкому командованию группы армий «Юг» для оперативной связи тылов Харьковской и Донбасской группировок. Причина одна: от Красноармейского в сторону Александровки более-менее сносными автодороги были до Красноармейского Рудника (ныне — г. Доброполье), а до Александровки в условиях осенних ливней и весенней распутицы можно было не доехать. Кроме того, на примере немецкого командования, линия Лозовая — Павлоград — Красноармейское была в глубоком тылу, т.е. далеко, да еще и с разворотом по Павлограду, а линия Ясиноватая — Славянск — Лозовая проходила в непосредственной близости от линии фронта, и могла обстреливаться в районе Славянска. Но необходимость в линии не означает ее существования в 1942 г.
Если придерживаться гипотезы, что ж.д. от Красноармейска до Дубово построила Красная Армия, то от приказа держать жесткую оборону на Южном фронте от 28.09.41 до выхода Красной Армии на рубеж, находящийся в непосредственной близости к линии, Александровка, Степановка, Марьевка, Гришино 17.10.41 прошло меньше трех недель — рекордный срок для постройки ж.д. в условиях войны. У немцев было немного больше времени — 2,5 месяца от конца октября 1941 г. до начала февраля 1942 г. Наверняка, в этом случае ж.д. строилась для преодоления последствий таяния снега и оперативной связи тылов. Если посмотреть на карту военных действий, то трасса предполагаемой линии входит как-раз в разрыв, образововшийся в конце января 1942 г. между 1 и 5 кавалерийскими корпусами. Возможно, по ней и подтягивались силы Донбасской группировки, как в разрыв между корпусами, так и неделей ранее к рубежу по р. Самара и во все последующие операции на направлении Красноармейское — Барвенково в феврале-мае 1942 г. Хотя, для этих целей могла частично использоваться и автодорога Краматорское — Петропавловка, но все же ж.д. весной и осенью намного лучше, чем улучшенная грунтовка. И не связано ли название станции Легендарная в Новодонецком с событиями января-февраля 1942 г. на направлении Барвенково — Красноармейское? В частности, в ночь с 25 на 26.01.42 через территорию станции наступала 60 конная дивизия, если конечно эта станция тогда существовала.
Линия Красноармейск - Дубово существовала в 1942 г.! Построили ее немцы летом 1942 г. за 3 недели для снабжения своей группировки на Кавказе! По ж.д. шли эшелоны с топливом и углем. Такое сообщение передал мой виртуальный знакомый из С.Петербурга, внук очевидца тех событий.
По-сути, в 1960 г. МПС СССР повторно осуществило этот проект с поправками на реалии мирного времени. Но кто-то на этом форуме мне говорил о том, что ход строился для грузового обхода Славянска именно для грузовых кавказского направления. Опять Кавказское направление...
За информацию спасибо тов. Pabel
|