27, Субота - 01:57:31
Общественный транспорт – беда нашей страны. Любой: дальний железнодорожный, пригородный, региональный, городской. С транспортом настолько давно все плохо, что в Украине практически нет людей, которые знают, каким он должен быть. Да, многие из нас бывали за границей, ездили там на трамваях, автобусах, электричках и ахали: "Почему же у нас такого нет: чисто, удобно, поминутное расписание… Дорого, правда, но ведь каков уровень!" Этот период и сейчас многими воспринимается как некий эталон сети общественного транспорта, к которому мы должны вернуться. Суть той системы – магистральные маршруты, связывающие центр с окраинами, оснащенные крупногабаритным подвижным составом. Но что же это был за транспорт? В конце 80-х мне было около 20, я был студентом и довольно много перемещался по городу. Даже пустые полки в магазинах люди не ругали так истово, как городской транспорт. Там не менее, действительно, это в какой-то мере был пик развития транспорта, который сменился быстрым упадком. Деградация системы общественного транспорта и ее дальнейшее восстановление в нынешнем виде проходило в несколько этапов. 1.Конец 80-х. Вроде бы транспорта было много. Большие желтые автобусы Икарусы, троллейбусы Шкода, красные трамваи, которые сохранились до сего дня. Особенно неплохо было в центре. На новых жилмассивах было похуже, до остановок было идти долго. Но часто приходилось по долгу ждать. Расписания водители не придерживались. Ждать пол часа и больше было нормой. Автобусов на линии было много, но они ходили цепочкой. Часто специально так выстраивались – прошло три автобуса, потом час нет ни одного. Водители пассажиров ненавидели и соответственно к ним относились. В часы пик люди давились просто. 2. Потом пришли 1990-е. Гиперинфляция. Городские власти просто не успевали поднимать цену на проезд. На каком-то этапе стоимость билета стала настолько символической, что решили сделать проезд бесплатным. Это быстро убило наземный коммунальный транспорт. Водители и техники перестали получать зарплату. Машины разворовали и разгромили. Общественный транспорт с улиц пропал. Осталось только метро. 3. Вторая половина 90-х. Положение надо было спасать. Вернули оплату за проезд. Но частично. Проезд был крайне дешев, осталась масса людей с бесплатным проездом: пенсионеры, школьники… (Кстати, все они до начала 90-х платили за проезд.) От отчаяния киевские власти купили много старых шведских автобусов Вольво. Они и сейчас на некоторых маршрутах ездят. Но реально спасли город от транспортного коллапса частники на маршрутках. Приехали в Киев на грузовых микроавтобусах, переделанных под пассажирские перевозки, мужички из провинции, массово стали на традиционные маршруты и разработали целую сеть новых, реально востребованных людьми. 4. Конец 90-х. В городе резко выросло количество легкового транспорта. И городские власти стали убирать трамвайные линии, чтобы расширить дороги для автомобилей. Тем самым транспортной системе был нанесен невосполнимый вред. 5. Середина 2000-х. На маршрутах стали массово появляться желтые и бежевые автобусы, которые сейчас составляют основу городского общественного транспорта. Частных водителей на старых микроавтобусах вытеснили фирмы, которым городские власти сдавали маршруты в аренду. Системным развитием общественного транспорта никто не занимался. Сеть продолжала формироваться хаотично под сиюминутные запросы пассажиров. Что дало и позитивный эффект – остановки маршруток максимально приблизились к жилью. Транспорт ходит хоть и по замысловатым, но довольно востребованным маршрутам. 6. 2010-е годы. Понемногу стал восстанавливаться большеразмерный транспорт: автобусы, трамваи. Но основу по-прежнему составляют небольшие автобусы-маршрутки. По-прежнему отсутствует тарифная унификация, оплата производится наличными за одну поездку (а не за время, как в большинстве других стран). Что же дальше? Пока городские власти не знают, что делать. Особенно в части оплаты за проезд, коннекта разных видов транспорта и маршрутов. А тем временем в городе и стране уже выросло поколение людей, которые считают, что желтые маршрутки – это естественное состояние общественного транспорта в Киеве. И кстати, я не считаю, что густая сеть маршруток в городе, так уж плохо. Скорее нужен разумный симбиоз крупного транспорта и маленьких автобусиков, которым очень не хватает качества. Джерело: https://www.segodnya.ua |