Новый министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко считает реальным разрешить конфликт в Донбассе за шесть месяцев. Именно на такой срок, рассказал он депутатам Верховной Рады поставлена задача продвинуться в урегулировании. Он также отметил, что президент Владимир Зеленский предложил ряд компромиссных шагов, направленных на налаживание контактов с людьми за линией соприкосновения.
«Если процесс пойдёт дальше, будем искать и думать над следующими шагами, над модальностями возвращения людей к мирной жизни, о проведении выборов, амнистии, снятии торговых ограничений, возобновлении полного контроля над нашей границей. Сейчас не так важно, как мы будем это делать. Или посредством приглашения миротворческой миссии, или путем выполнения Минска. Критично важно другое: мы имеем на это полгода. Я нацелю дипломатическую службу на этот полугодичный срок», — заявил он.
Ранее Пристайко также говорил, что Киев готов подумать над выборами в Донбассе, амнистией и снятием торговых ограничений в случае, если процесс урегулирования в Донбассе продолжит продвигаться. В то же время необходимо отметить, что ряд других членов команды Владимира Зеленского выступали категорически против амнистии, снятия блокады и т. п. — а все это, между прочим, прописано в Минских соглашениях, о желании реализовывать которые новый президент пока что не заявлял. Вместо этого лишь абстрактные рассуждения о необходимости прекращения войны.
При этом на практике, несмотря на нарушение вновь установленного перемирия украинской стороной, все же удалось добиться определенного прогресса по сравнению с временами правления Петра Порошенко — в частности, осуществлено разведение сил и средств в районе Станицы Луганской, ведутся переговоры о перезапуске процесса обмена пленными.
— Заявления украинской стороны пока носят исключительно популистский характер, — считает координатор запрещенной на Украине организации «Боротьба» Евгений Голышкин.
— Реальных шагов в «Минском процессе» по-прежнему не видно. После вчерашнего голосования по назначению министров видно, что «Зе команда» с легкостью собирает в Верховной Раде 350 голосов — следовательно может вносить необходимые правки в Конституцию Украины.
Однако не стоит забывать, что внешний курс политики Украины не только не поменялся, но и во многом стал более ориентированным на Запад. Такая ситуация связана с полной потерей Украиной субъектности после путча 2014 года и крайней зависимости от кредитования МВФ. Отсюда и все заявления высших должностных лиц о неизбежной новой волне приватизации стратегических отраслей экономики и готовящейся продаже земли сельскохозяйственного назначения.
«Минский процесс» в данном случае зависит не от воли Киева, а от коллективного Запада. Поэтому можно констатировать, что без согласования между «большими игроками» Нормандской четверки и США каких — то реалистичных продвижений в вопросе мирного урегулирования ситуации на Донбассе, а также обретения им нового статуса речи быть не может.
Вопрос амнистии вообще отдельная тема в этой ситуации. Ведь если одна сторона будет амнистировать другую, то выходит, что есть «победитель» и «проигравший». На такой сценарий Республики Донбасса не согласятся, да и интеграционные процессы в республиках по вхождению в экономическое пространство РФ не стоят на месте.
— Непонятно, почему новый министр вообще обозначил этот временной промежуток, — отмечает политолог Иван Мезюхо.
— На самом деле команда Зеленского загоняет себя в рамки, несоблюдение которых будет чревато электоральными потерями на выборах местного уровня. Отсутствие большинства в парламенте ведь не могло помешать Зеленскому отдать приказ о прекращении огня, но он этого не сделал. Ему не хватило ста дней для демонстрации своих мирных намерений? Это же смешно. Вашингтон вряд ли заинтересован в прекращении противостояния на востоке Украины, а новая украинская власть, в сравнении с режимом Порошенко, всё больше преимущественно ориентируется на США, а не ЕС.
По словам Пристайко, Зеленский предложил ряд компромиссных шагов, направленных на налаживание контактов с людьми за линией соприкосновения. О каких шагах может идти речь? Не знаю какие шаги они собираются предлагать, но вместо того, чтобы изобретать велосипед, Киеву следовало бы идти по пути соблюдения Минских соглашений. Остаётся только надеяться на то, что Зеленский может теоретически пойти на прекращение обстрелов ДНР и ЛНР. Пока это лишь надежда, не подкреплённая фактами.
«СП»: — Насколько сейчас вообще возможно налаживание контактов? И приведет ли это к урегулированию конфликта?
— Повторюсь, уже давно в руках Зеленского сосредоточены полномочия для налаживания диалога с республиками, однако воз и ныне там. На сегодняшний день я не вижу возможностей для быстрого урегулирования конфликта в Донбассе. Искренно хотел бы ошибаться в этом вопросе.
«СП»: — Ранее Пристайко говорил, что Киев готов подумать над выборами в Донбассе, амнистией и снятием торговых ограничений. При этом другие члены команды Зеленского заявляли противоположные вещи. Так есть ли в этой команде единой понимание того, как себя вести с Донбассом?
— Единой позиции в «Слуге народа» нет. Я не исключаю дальнейших публичных внутрифракционных конфликтов по вопросам мирного урегулирования ситуации в Донбассе и отношений Киева и Москвы. Однако, то же снятие депутатской неприкосновенности позволит Зеленскому эффективней воздействовать на членов фракции «Слуга народа». В его руках сосредоточен силовой блок и вскоре он сможет оказывать воздействие на членов команды, которые потенциально могут отбиться от линии его курса.
«СП»: — Пристайко говорит, что нацеливает дипломатическую службу на этот срок (полгода). Что если ничего не получится? Что дальше? Уйдет в отставку?
— Вариантов развития событий при таком обстоятельстве много: от объяснений с прессой о том, что его неправильно поняли, до традиционных обвинений России во всех смертных грехах.
Пора вспомнить, что Зеленский — профессиональный лицедей, и вся его команда — такие же лицедеи, как он сам. А лицедей никогда не говорит, то что сам думает и по своему усмотрению тоже не действует: он произносит те слова, которые для него придумал драматург и совершает все те ужимки и прыжки, которые прописаны сценарием. Не секрет и то, кто хозяин у этих лицедеев — это олигарх Игорь Валерьевич Коломойский. И если кукловоду этих марионеток хочется поиграть с Донбассом в доброго полицейского — не думаю, что его буратинушки с коротенькими мыслями вздумают противиться.
— Первое и главное — где документ за всеми подписями и печатями? — задается вопросом историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Ибо какой-то там Пристайко может сказать всё, что хочет, но пока не опубликовано соответствующее решение — говорить не о чем.
— А второе — то, что разрыв между Украиной и Донбассом приобрёл необратимый характер. Да, можно прекратить боевые действия и заключить «холодный мир», да можно обменяться пленными, но не более того: с экономической реинтеграцией опоздали, стороны конфликта давно переориентировались на других партнёров. В социокультурном плане все мысли о сближении Донбасса и Украины — это вообще попытка скрестить воблу со стерлядью: отставьте, пожалуйста, юмор с остроумием, и вспомните школьный курс общей биологии за выпускной класс, где очень подробно расписаны законы гибридизации. За прошедшие пять лет с подачи Киева между ним и республиками Донбасса разрушено столько, что проще и дешевле строить новое, чем пытаться восстанавливать.
«СП»: — Почему одни члены команды Зеленского выступают за снятие блокады, амнистию и т. д, а другие против?
— Я уже говорил, что Киев постоянно играет в доброго и злого полицейских. Надо — берёт в руки кнут, надо — погоняет пряником: цель всё равно одна — уничтожение Донбасса — и никаким масками её не скрыть.
«СП»: — Откуда этот срок — полгода? Это много или мало?
— Как откуда? Взят с потолка! Никакими экспертными выкладками он не обоснован. Кстати, это хорошо вписывается в концепцию действий Коломойского: помнится, как в 2014 году некий сообщник этого олигарха говорил про жителей Донбасса: «Обещайте им всё, что угодно — вешать их будем после!»
«СП»: — Можно ли по первым шагам Зеленского и его команды делать выводы о том, что ситуация реально может как-то измениться?
— Судя по ситуации на линии разграничения можно сделать выводы о том, что Зеленский, а точнее — его хозяин, есть верный продолжатель политики Порошенко. Поэтому веры ему быть не может.
«СП»: — По-вашему, Зеленский реально заинтересован в мире или нет? А много ли тех, кто заинтересован в войне, и насколько эти люди влияют на ситуацию?
— Встречный вопрос: «А где вы видели куклу, которая заинтересована в том, что делает?» Кукла делает то, что нужно тому, кто дёргает её за ниточки. Реально заинтересованных в мирном урегулировании конфликта в Донбассе среди хозяев Зеленского нет: максимум что у них есть — это желание перевести в иную плоскость маленькую победоносную войну, превратившуюся в совсем непобедоносное окопное сидение. Неурегулированный конфликт — это очень хороший способ переформатировать Украину в том ключе, в каком нужно Западу, включая распродажу земли и прочих активов: рыбачить в мутной воде весьма приятно…
Джерело: https://lifedon.com.ua
|