Станция "Облачный"

Просмотров: 1387 0 21.01.2011 в 22:15:40 Район
С 1954г. Облачный был углесборочной станцией треста «Красноармейскуголь» для передачи грузов на ст. Мерцалово и приёма порожняка с неё. С 1962г. выполнял роль разъезда. Историческое название станции — Разъезд Кутузова № 4. Посёлок станции Облачный ликвидирован в конце 60-х гг. в связи с переселением жителей. 
Окрестности бывшего разъезда, в частности современное с.Рубежное (Снигаровка), являлись в стародавние времена частью Залозного пути, по которому во времена Руси переправляли соль. Село Рубежное возникло на месте сторожевой заставы запорожских козаков конца XVII - начала XVIII вв. 
Село Анновка возникло в первой половине XIX в.; названо в честь местной помещицы Анны Ениной. В 70-х гг. XIX в. в селе были открыты залежи каменного угля, а в 80-х гг. началась его разработка для нужд семьи Ениных. После Гражданской войны к Анновке были присоединены ряд окрестных сёл, в результате чего село приняло современные очертания. Первые колхозы в селе были открыты в 1930г. После войны колхозы села были объединены в один – «Завет Ильича» (4,9 тыс. га сельхозугодий, из них – 4,2 тыс. га пахоты, выращивание зерновых культур, овощей, животноводство, 2 производственные бригады, 7 ферм). В советское время село было радиофицировано. Ныне в Анновке находятся: школа I-III ступеней, Дом культуры, библиотека, детсад, фельдшерско-акушерский пункт, 2 магазина, почтовое отделение. В селе находится братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Освободителям Анновки и местным подпольщикам установлен памятник. В районе Анновки разведаны значительные запасы строительного песка. Из села ходят автобусы до Доброполья, Красноармейска, Белозёрского, Краматорска, Славянска. 
Село Нововодяное возникло в первой половине XIX в . Современное название, в честь притока р.Самары - р.Водяной, появилось на заре Советской власти, однако окончательно закрепилось после Великой Отечественной войны. Историческое название – Бушиновка (на некоторых старых картах – Бумыновка), в честь местного помещика. В конце XIX в. в селе велась кустарная добыча каменного угля. На х.Мисюро-Артюхи, в центре нынешнего села, жили зажиточные крестьяне, а на х.Лояновка – бедняки. 
В начале 20-х гг. открывается школа в Весёлом Поле. Первые СОЗы в селе появились в конце 20-х гг. ХХ в., колхозы - в 1930г. В Нововодяном действовали колхозы «Мисюро-Артюхи», «Коммунист». В середине 30-х гг. в Ново-Водяной было 44 двора, в Мисюро-Артюхах – 58 дворов. В 1950г. все колхозы на территории сельсовета были объединены в колхоз им.Урицкого с более, чем 80 единицами сельхозтехники, 6 тыс. га земель (в основном – зерновые культуры, садоводство) и 6 фермами (мясо-молочное животноводство). Силами колхоза была построена вся социально-бытовая сфера сельсовета и система орошения (запруда в Нововодяном). В 1953г. село (163 двора) электрифицировано. Ныне в селе работают школа I-II ступеней (построена в 1964г., на 100 мест), детсад (40 мест), 3 фельдшерско-акушерских пункта, сельский клуб на 250 мест, почта, магазины. В советские времена функционировали библиотека (9 тыс. книг) и столовая. На территории сельсовета действуют агрофирма «Світанок», СООО «Доброе Поле», «Заря», крестьянские (фермерские) хозяйства «Агродеталь», «Агропроминвестстрой», «Агролига», «Рассвет» (данные за 2007г.). 
В центре села находится братская могила, на которой в 1970г. был установлен обелиск Славы в честь освободителей села и односельчан, погибших в Великой Отечественной войне (34 человека). Из Нововодяного – по 2 автобусных рейса до Белозёрского, Белицкого (ч/з Белозёрское), Краматорска, Славянска, однако от остановки у села на автодороге внутриобласного значения Т-0514 Красный Лиман – Доброполье (2,5 км от платформы 52 км) автобусов в добропольско-красноармейском и краматорско-славянском направлениях намного больше – более 10 рейсов в сутки в каждую сторону. 
В 1962-2009гг. пассажирские перевозки на территории сельсовета осуществляла Донецкая железная дорога. В 1954г. через Нововодяное прошёл подъездной путь к гидрошахтам «Пионер», «Красноармейская» №2. В 1957-1961гг. путь достраивался до ст.Дубово лозовского направления, строились пассажирские платформы. Так, в Нововодяном появилась платформа 52 км. В 1962-2007гг. на участке курсировали пригородные поезда (2 вагона под локомотивом) Красноармейск – Дубово, а в 1965-1993гг. – местный дизель-поезд (4-8 вагонов) Иловайск – Донецк – Лозовая. В 2007г. в связи с недостаточным пассажиропотоком состав пригородного поезда Красноармейск – Дубово был уменьшен до 1 вагона, а поезд переведен в разряд хозяйственных. В 2009г. в связи с тяжёлым финансовым положением хозяйственные поезда отменены. Сейчас по железнодорожному участку, проходящему через село, курсирует 1-2 грузовых поезда в сутки; иногда проследуют локомотивы резервом и путейские дрезины. 
Село Благодать (Прибытково) возникло в XIX в. В южной части современного села находился х.Ивановский. Рядом находился х.Крупко, названный в честь местных помещиков, с заводом, выпускавшим добротный кирпич. В начале 20-х гг. в Любицком и Урицком (последнее – Новоалександровка, она же – Зноскова Лощина, сросшаяся с х.Беляевский) были открыты начальные школы. 
Первые колхозы в селе и окрестностях возникли в 1930г. (так, в Благодати действовал колхоз им.Ленина, а в Любицком – «Любицкий»), которые в 1950г. объединились. Центральная усадьба находилась в соседнем Нововодяном. До 1965г. в селе Благодать находился сельсовет. В 1962-2009гг. из села (от платформы 49 км) курсировали пригородные и хозяйственные поезда до ст.Красноармейск и Дубово, а в 1965-1993гг. – местные дизель-поезда Иловайск – Лозовая. Ныне из села не ходят ни поезда, ни автобусы. Хотя, район перспективный. Севернее села Урицкое на территории Александровского района разведаны промышленные запасы кирпичного сырья. 
В с.Благодать и Урицкое - братские могилы воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. В братской могиле с.Благодать похоронены 152 солдата и офицера Красной армии, погибших в боях за село. В 1990г. произведено перезахоронение останков воинов, погибших в боях за село Урицкое, а в 2003г. – открыт памятник односельчанам (64 человека) и освободителям села, погибшим в Великой Отечественной войне. 
Участок железной дороги от Мерцалово - Легендарная обходит с запада большое село Золотой Колодезь, находящееся в 6 км от остановочного пункта Облачный. Золотой Колодезь основан ок. 1680г. беглыми крестьянами возле колодца и сторожевого поста запорожских козаков. Рядом проходил Чумацкий шлях, поэтому изначально хутор назывался Чумацкой Криницей. Ещё до появления здесь поселенцев, в данном районе находилась кузня, где можно было перековать коня и произвести ремонт повозки. Согласно легенде, из криницы пробовал воду царь Пётр I, возвращаясь из Азовского похода, и за отличные вкусовые качества бросил в неё золотую монету, за что криницу прозвали Золотым Колодцем. В эпоху казачества, здесь стояла сторожевая вежа, с которой казаки вели дозор за Залозным, Муравским и Солёным шляхами. 
Земли в районе Золотого Колодезя изначально принадлежали помещику Грязнову, поэтому хутор назывался Грязновка. В 80-х гг. XVIIIв. местные крестьяне попали в личную зависимость к помещику Лёвшину, который вскоре построил возле колодца своё поместье. Хутор получил новое название – Лёвшино. Возле хутора находился источник, который изначально представлял из себя множество родников по балкам, но самый большой извергал такое количество воды, что на него было невозможно установить сруб. В 1800г. в селе открылась Дмитриевская церковь, а позже – церковно-приходская школа. В конце XIXв. открылись земская школа, библиотека и фельдшерский пункт. 
Западнее и севернее села, на левом берегу р.Грузская велась кустарная разработка верхних пластов каменного угля, и карьеры числились действующими до Великой Отечественной войны. Однако, при разработке данного участка месторождения на более глубоких горизонтах, в выработки поступало большое количество воды, которую не успевали откачивать. Данный фактор обусловил возникновение проекта Екатерининской железной дороги подъездного пути к селу от ст. Мерцалово, однако данный порыв не был одобрен Министерством путей сообщения, что затормозило социально-экономическое развитие села. Если в 1915г. в селе проживало чуть менее 1,2 тыс. жителей (в этом году в селе даже открылось отделение банка), то в 1970г. – 950 жителей. В 50-х гг. были проведены геологические исследования участка, и обнаружено 2 подземных озера, одно из которых сейчас служит источником минеральной воды «Золотой Колодезь», а со второго подаётся питьевая вода в Доброполье, Белозёрское. Село стало исключительно сельскохозяйственным. 
В 1926г. была открыта медамбулатория, а через год – стационар. Первые колхозы в селе были созданы в 1929-1930гг. В начале 50-х гг. их объединили в один большой колхоз им. XXI Съезда КПСС (2,9 тыс. га сельхозугодий, из них – 2,2 тыс. га пахоты; выращивание пшеницы, производство молока, мяса, садоводство, 2 комплексные и 1 тракторная бригада, 4 фермы, маслоцех, гараж, мастерские по ремонту сельхозтехники). В 60-80-е гг. были построены (в частности – восстановлены) Дом культуры с библиотекой, больница, школа, детсад, дом для музея истории села, АТС, сберкасса и т.д. 
Ведётся промышленная добыча минеральной воды, известной под маркой «Золотой Колодезь» (показания – заболевания желудочно-кишечного тракта) далеко за пределами Украины. Вода поступает на завод минводы в Белозёрском по посеребрённым трубам, длина водовода – 17 км (построен в 1953г., модернизинован – в 1972г.). В советское время в районе села велись проектные и строительные работы по сооружению второй очереди канала «Днепр – Донбасс» и газопровода из Дружковки в Доброполье, однако в годы независимости они были заброшены. В 2008г. в селе был открыт историко-культурный комплекс, в который входят восстановленный сруб колодца, навес, беседка с золотым куполом, деревянные скульптуры воина и Берегини, а также каменная четырёхтонная скульптура Петра I. Из Золотого Колодца можно уехать автобусом в Краматорск, Доброполье – Красноармейск (от остановки у поворота на село на рассе их намного больше) и Дружковку (3 раза в сутки). 
Своим названием г.Белозёрское обязан хутору Белозёрка (ныне – п.Боковое), основанному в 1913г. зажиточными крестянами, купившими землю недалеко от большой проезжей дороги из Барвенково в Гришино. На месте нынешнего города существовал х.Белозёрский, к Великой Отечесткенной войне ликвидированный. В 1930г. здесь был организован свх.Большевик. В 1929-1932гг. экспедиция «Артёмгеологии» обнаружила залежи каменного угля возле рек Самара, Водяная, Гнилуша, и были пробурены разведскважины. Однако, к промышленной разработке угля дело дошло лишь после войны. В 1945-1947гг. институт «Южгипрошахт» составил проект шахты «Доброполье» № 3 (ныне – «Белозёрская») и г.Белозёрское. В 1947г. началось строительство шахты, города и подъездного пути от ст. Лунная в г.Доброполье. В 1950г. был составлен проект и начато строительство малых шахт «Гнилушанская» № 1 и «Гнилушанская» № 2. Однако, как самостоятельные единицы они существовали недолго, и уже в 1959г. были присоединены к «Белозёрской». 
Одновременно с шахтами, тресты «Красноармейскшахтострой» и «Красноармейскжилстрой», стройуправления № 1, № 2 вели строительство городка и аварийных посёлков шахт. Так, аварийный поселок шахты «Белозёрская» строился на месте старого хутора Белозёрка, пострадавшего после боёв в феврале 1943г., и впоследствии получил название Бокового. В 1950г. был построен первый дом на месте будущего города Белозёрское, а в 1951г. появились несколько первых улиц. До 1955г. были открыты детсад, школа, больница, несколько магазинов. В 1956г. Белозёрское получил статус посёлка городского типа, а к 1962г. были открыты Дом культуры, библиотека, две школы и профтехучилище. В 1966г. Белозёрское получил статус города районного подчинения. До 1970г. в городе были открыты детская библиотека, ещё одна школа и спорткомплекс. Ныне в городе работает также Клуб юных техников, парк культуры и отдыха. 
В 1949-1959гг. севернее Белозёрского были разведаны значительные запасы коксующихся углей. В 1954г. началось строительство гидрошахт «Добропольская» № 1, «Добропольская» № 2, объединённых позже в гидрошахту «Пионер», а также «Красноармейская» № 1 (ныне – «Новодонецкая») и «Красноармейская» № 2. Первая вступила в строй градообразующая для пгт Новодонецкое гидрошахта «Пионер» - в 1961г., позже, в 1967г., - «Красноармейская» № 2 в комплексе с центральной обогатительной фабрикой «Красноармейская», и лишь в 1968г. – «Новодонецкая». На последней шахте в силу объективных обстоятельств не удалось наладить гидродобычу угля, которая в те времена считалась перспективной технологией, и шахта перешла к «сухому» способу добычи. В 1999г. в связи с высокими эксплуатационными затратами на гидровыемку угля началось закрытие гидрошахты «Красноармейская» № 2 и центральной обогатительной фабрики «Красноармейская». В 2002г. был разобран пятикилометровый участок пути между шахтами «Новодонецкая» и «Пионер», а также путевое развитие сборной станции и погрузочных устройств гидрошахты и центральной обогатительной фабрики. 
В последние годы не утихают скандалы вокруг проседания почвы на территории г.Белозёрское вследствие подработки угольных пластов под городом. До 70-х гг. план горных работ шахты «Белозёрская» не был согласован с планом градостроительства, вследствие чего велась интенсивная отработка пластов, которые должны были находиться в охранной зоне. В результате, почва над отработанными пластами вместе с объектами жилфонда и инфраструктуры города просела на 2,7…2,8 м. В стенах домов появились трещины толщиной до 5…10 см. С проседанием почвы многие канализационные трубы приобрели отрицательный уклон, и возникла проблема подтопления. 
С 2010г. арендаторами шахты «Белозёрская» поставлен вопрос о подработке города 5-й южной лавой, в результате которой грунт может просесть ещё на 1,7 м. В зону подработки попадало 45 жилых домов. После того, как мэр отказался подписывать схему подработки, с новой силой разгорелся конфликт местной власти, которую поддержали горожане, и «Добропольеугля» с арендаторами шахты, тянущийся с 2008г. В целом, после подработки всех пластов под городом, почва может просесть до 8 м.


загрузка...
avatar
Наверх