Нервное спокойствие: Мобильные операторы заставят абонентов говорить дольше и чаще

Просмотров: 1114 0 12.04.2008 в 23:08:24 Новости мобильной связи
Если человеку, прогуливающемуся в субботу по Крещатику, захочется покататься на коньках, перед ним возникнет вполне ясная проблема — как быстро узнать расписание всех катков в городе и выбрать подходящий сеанс. Современная молодежь решает этот вопрос двумя способами. Либо звонит с мобильного телефона приятелям, имеющим доступ к Интернету, и просит их узнать необходимую информацию. Быстро и, учитывая нынешние тарифы на мобильную связь, практически бесплатно. Либо самостоятельно с помощью GPRS, EDGE, CDMA, а наиболее продвинутые — UMTS — ищут на экране своего телефона адреса и даты. С учетом современных технологий быстро и уже недорого. Сегодня мобильные операторы замыкают на себе все вопросы коммуникаций. Иногда ценой потери части своих доходов. В 2008 году они намерены вернуть понесенные убытки и нарастить доходы, не меняя цен на свой сервис.

Синус равен четырем
Январь прошлого года телекоммуникационный рынок встретил заполненным под завязку. Еще в декабре 2006−го уровень номинального проникновения мобильной связи в стране превысил 100%. И хотя реально к ней подключилось только 63% населения, 20–30% (пенсионеры, дети и малый процент взрослого населения) не воспользовались этой услугой. В начале этого года у мобильных операторов осталось два варианта пополнения абонентской базы. Первый — подключить оставшихся потенциальных абонентов. Второй — продолжить повышение номинального проникновения без роста реального, то есть — максимально увеличить количество абонентов с двумя и тремя активными SIM-картами. Для этого необходимо сделать упор на корпоративный сегмент, либо привлечь частных пользователей регулярным использованием второй SIM-карты. В результате оператор задействовал оба варианта.

Штурм малоговорящих абонентов начался с выводом виртуального оператора «Экотел» компанией «Украинская мобильная связь» («УМС»). Ответным шагом послужил тариф «Мобилыч» от «Киевстара». В результате за девять месяцев (с мая 2007−го по январь 2008−го) к «Мобилычу» подключились 813 тыс. пользователей — это более трети всего количества абонентов, присоединившихся к «Киевстару» за прошлый год.

Операторы life:) и Beeline направили свою активность в другое русло. Для расширения своей небольшой абонентской базы компании предложили сверхвыгодные тарифы как внутри своих сетей, так и на внешние звонки. По словам директора по маркетингу фирмы Beeline Антона Володькина, генератором наибольшего количества подключений в 2007 году стал тарифный план «29» (звонки на любые направления в Украине — 29 коп./мин., звонки в Россию — 69 коп./мин.). Оператор life:) нарастил львиную долю своей абонентской базы благодаря тарифному плану «Свободный life:)» — это первый и единственный в стране тариф, предлагающий бесплатное общение в сети (нулевая плата за соединение и звонки внутри сети). На этом он не остановился, сосредоточившись на экспансии узких ниш. «В прошлом году достаточно успешными стали программы для сообществ абонентов в рамках стратегии ”маркетинга сообществ”. ”Леди life:)” и ”Создай свою команду” принесли значительное количество новых подключений. Например, предложение ”Леди life:)” привлекло четверть миллиона абонентов», — отмечает главный исполнительный директор компании «Астелит» Тансу Еэн.

Такие методы экспансии позволили мелким операторам развиваться высокими темпами даже в условиях насыщения рынка. По данным международного консалтингового агентства iKS-Consulting, компания life:) оказалась лидером среди GSM-операторов как по темпам роста (59%), так и по абсолютному количеству подключений (3,27 миллиона новых абонентов). Расширение абонентской базы Beeline также составило 41%, хотя по количеству подключений он и уступил компании «Киевстар». По итогам прошлого года, рынок мобильной связи постепенно изменился: доля двух мелких операторов увеличилась на 5,6%, в то время как объем рынка двух доминирующих сократился на 5,9%. «Все больше клиентов уходят от своих операторов и переходят к другим. Отток отечественных мобильных пользователей составляет 4,7 процента — Украина входит в первую тройку стран с самым высоким показателем текучести абонентской базы», — говорит Тансу Еэн.

В конце 2007−го номинальное проникновение мобильной связи в Украине составило 113%. Тем не менее операторы уверены в возможности подключения еще десяти миллионов абонентов. По данным исследования, проведенного компанией «Астелит», в Украине около трети всех активированных SIM-карт не используется и не приносит никакой прибыли. А значит, цифры даже номинального проникновения сильно завышены. С другой стороны, использование личного и служебного телефонов характерно только для семи процентов украинцев. Поэтому и здесь есть значительный резерв «новобранцев». По некоторым оценкам, потенциальными абонентами отечественных операторов является около десяти миллионов человек.

Даешь демпинг в data
По мнению директора компании «Астелит» Тансу Еэна, мобильные операторы могут подключить еще десять миллионов новых абонентов

Теми же темпами, которыми растет абонентская база, падает и средний доход с абонента (ARPU). ARPU в Украине по-прежнему остается одним из самых низких в Европе. Если сравнить, например, ARPU мобильных операторов Telenor, действующих в Европе (Скандинавии, Венгрии, Черногории и Украине), то показатель компании «Киевстар» в восемь долларов оказывается в 2,5–7,5 раза ниже, чем у остальных операторов. Причем мобильная связь, похоже, осталась единственной услугой в стране, которую не затронула прошлогодняя 16−процентная инфляция.

Как показали первые новогодние тарифы, компании не собираются отказываться от ценовой конкуренции. Тариф «Наилучший» от оператора «Киевстар» позволяет звонить в сети всего по 10 копеек. К рекорду life:) (абсолютно бесплатное общение в сети) максимально приблизился оператор Beeline, встретивший 2008−й тарифом «Есть тема» — за 15 копеек в рамках одного разговора абонент может говорить внутри сети бесконечно. По мнению главы Telenor в Украине Тора Халворсена, при сложившейся жесткой конкуренции повышение тарифов на услуги мобильной связи даже не рассматривается.

Пока увеличение ARPU происходит двумя методами. Количественно операторы стимулируют число выговариваемых минут (MOU — minutes of usage), в том числе различными «благоприятствующими» услугами («Перезвони мне»). Такой способ вполне успешен: например, MOU компании «Киевстар» в четвертом квартале 2007−го повысилось на 16,5% по сравнению с прошлым годом — до 148 минут. Хотя данный показатель соответствует среднеевропейскому, операторы считают, что его можно увеличивать. «Опыт наших российских и белорусских коллег свидетельствует, что абоненты могут выговаривать до двухсот-двухсот пятидесяти минут в месяц. Поэтому в Украине показатель MOU может быть увеличен вдвое», — уверен генеральный директор ООО «УМС» Андрей Дубовсков. По убеждению Тансу Еэна, повысить MOU поможет введение принципа postpaid для предоплаченных абонентов. Тогда количество выговариваемых минут не будет ограничено нулевым балансом на счету.

Качественно операторы усиленно стимулирую абонентов пользоваться неголосовыми услугами. Ценовая борьба уже перекинулась с голосовой связи на передачу данных: прошлый год был урожайным на различные интернет-предложения. В августе оператор «Киевстар» ввел услугу «Мобильный Интернет XL» (пять копеек за мегабайт данных). А оператор МТС отреагировал услугой «МТС Гиперактив» (безлимитный доступ в Интернет за 100 гривен в месяц), при помощи которой украинцы уже скачали информации на 18,5 тыс. дисков. К тому же эта компания запустила перспективные сервисы в передаче данных, например, мобильную версию знаменитых онлайновых дневников LiveJournal.

Популярностью среди операторов пользуются и поисковые услуги, косвенно подталкивающие к использованию Всемирной сети. Так, компания «Киевстар» предоставила услугу «Маячок», при помощи которой можно узнать, где находится тот или иной абонент, а оператор life:) позволил определять местонахождение транспортного средства пользователя.

К сожалению, доля неголосовых услуг в общем доходе операторов пока не превышает 15%. Поэтому в ближайшем будущем можно прогнозировать очень умеренный рост ARPU.

Устроим корпоратив
Из-за дефицита частных пользователей операторы по-новому посмотрели на корпоративный сегмент. Здесь уровень проникновения составляет лишь 55%. Компания «Киевстар» сосредоточилась на привлекательных тарифах («Простой бизнес Новый»), предложив новые услуги для бизнес-абонентов, например, «Мобильный менеджер» (возможность для работодателя управлять звонками своих подчиненных). Кроме того, в прошлом году компания создала специальное подразделение «Киевстар Бизнес». При этом мелкие операторы тоже не отстают. «Корпоративный клиент отдает предпочтение масштабному охвату сети и высокому качеству связи. Улучшение этих показателей непосредственно сказалось на расширении корпоративной абонентской базы Beeline. В 2008 году за счет новых тарифных планов и услуг (например, ”Мобильный Бюджет” — разделение затрат на мобильную связь между работодателем и работником) мы намерены обеспечить всплеск роста нашей корпоративной базы», — сообщил Антон Володькин.

В корпоративном сегменте МТС отметилась запуском связи третьего поколения «МТС-Коннект» на базе CDMA-450 и сервисом мобильной почты BlackBerry. Тенденция была продолжена life:) — в начале этого года оператор предложил аналогичный сервис «Мобильная бизнес-почта». Обе услуги позволяют принимать электронную почту на мобильный телефон по технологии push e-mail (пользователь получает почтовое сообщение в виде SMS, как только оно приходит на корпоративный почтовый ящик). «В корпоративном сегменте мы собираемся развивать конвергентные предложения, а также продолжать стратегическое партнерство с мировыми лидерами IТ— и телеком-отрасли, в том числе Microsoft, Palm, Adobe и другими», — подчеркнул Тансу Еэн.

Поскольку крупные компании уже являются корпоративными абонентами тех или иных мобильных операторов, основной акцент был перенесен на малый и средний бизнес. Отдельная заслуга в этом принадлежит CDMA-операторам, для которых сегмент SMB является целевым. Абонентская база этих компаний за год увеличилась почти вдвое, составив около 450 тыс. абонентов. Третий по величине CDMA-оператор «Интертелеком» в 2008−м рассчитывает увеличить абонентскую базу вдвое. «Для МТС развитие CDMA-направления остается одним из главных приоритетов. В этом году мы планируем вложить в CDMA-направление втрое больше инвестиций, чем в 2007−м», — отмечает Андрей Дубовсков.

На низком старте
В 2008−м развитие телекоммуникационного рынка станет достаточно стабильным. «Этот год будет более спокойным. Компании укрепят свои бренды, внедрят новые программы лояльности и поддержки абонентов, займутся использованием дополнительных услуг», — считает директор по маркетингу Beeline Антон Володькин. Ожидается дальнейший, хотя и замедленный рост абонентской базы. Например, компания «Астелит» первой стала подключать абонентов за пределами страны. На май запланирован запуск первого в Украине виртуального оператора «life:) Италия», основными пользователями которого станут наши граждане, работающие в Италии. При успешном запуске пилотного оператора таких стран может быть не меньше десяти.

Однако эти действия достаточно специфичны и направлены на очень узкую аудиторию. Поэтому основной акцент будет смещен на неголосовые услуги, в частности, передаче данных. «В 2008 году отечественные операторы уделят особое внимание обеспечению абонентов услугами высокоскоростной передачи данных», — сообщает начальник сектора по связям со СМИ компании «Киевстар» Виктор Гоцуленко. Все операторы практически завершили внедрение EDGE (стандарт, являющийся переходным от GSM к UMTS). Кроме того, каждый из них в отсутствие 3G−лицензии нашел свою альтернативу быстрому и дешевому Интернету. У МТС это «МТС Коннект» — связь третьего поколения в стандарте CDMA. Компания «Украинские радиосистемы» уже подписала договор о национальном роуминге с оператором Utel, в сети которого абонентам Beeline будет доступен Интернет на тримегабитовой скорости. С прошлого года «Киевстар» предоставляет доступ в Интернет в стандарте Wi-Fi.

Несмотря на скромные успехи первых двух операторов третьего поколения (CDMА-оператор PEOPLEnet с февраля и Utel с ноября сумели подключить менее 100 тыс. абонентов), вопрос UMTS-лицензий стоит настолько остро, что отдельные операторы пытаются решить его в суде. Недавний иск компании «Киевстар» к Национальной комиссии регулирования связи (НКРС) стал неожиданным для рынка мобильной связи. Поводом послужил факт, что НКРС не дала ответ на поступившую от оператора заявку на получение лицензии. Вероятность решения конфликта в пользу «Киевстара» очень мала хотя бы потому, что до сих пор нет механизма выдачи лицензий. Министерство обороны лишь разработало новый план конверсии частот, причем конечная сумма, которую должны платить операторы, до сих пор не названа. Скорее всего, вопрос UMTS-лицензий решится во втором полугодии, через несколько месяцев после приватизации ОАО «Укртелеком». А значит, основная активность в развитии 3G в Украине начнется уже в 2009−м.

Приватизация «Укртелекома» остается самым ожидаемым событием года. Продажа монополиста не только разблокирует выдачу 3G−лицензий, но и в зависимости от покупателя может радикально повлиять на расстановку сил на рынке. Пока наиболее вероятными выглядят три варианта. Первый — покупателем станет российская АФК «Система». Поскольку «Система» является акционером компании МТС, возможно, что последней будут предоставлены различные льготы и бонусы, связанные с использованием фиксированной связи «Укртелекома». Оснащенная мощным конкурентным резервом, компания сможет уверенно вступить в борьбу с «Киевстаром» за лидерство на отечественном рынке. Второй вариант — лакомый кусочек достанется компании System Capital Management (SCM). В этом случае фаворитом окажется уже другой оператор — life:), совладельцем которого является SCM. Наконец, оптимальный для сохранения здоровой конкуренции на рынке вариант — покупка «Укртелекома» европейским оператором. В таком случае участники рынка получат мощного конкурента, а потребитель — достойный выбор. Какая версия окажется достоверной, рынок узнает уже в ближайшие три-пять месяцев, после того как Фонд государственного имущества проведет тендер на продажу ОАО «Укртелеком».

Источник: сайт міста Добропілля

Система комментирования SigComments
ComForm">
avatar
Наверх