13, Субота - 20:05:25
![]() Почти четыре года назад линия разграничения на Донбассе стала настоящим рвом с крокодилами, перебраться через который можно только титаническими усилиями и с ощутимыми затратами времени и денег. Когда-то часовая поездка в Мариуполь теперь может растянуться на все пять или на сутки, а маршрут из неподконтрольного Донецка в Краматорск или Бахмут, например, — это полоса препятствий, чертово колесо и театр абсурда. ВезениеВ мирное время никто и не замечал, наверное, насколько мощный дорожный трафик между Донецком и другими городами и селами. Ехали по одному и компаниями, ночью или спозаранку, на юга или на запад в горы, на лечение, в университеты и к бабушкам. Автобусы пылили по графику между автостанциями, автомобили весело пролетали, уходя в точку на горизонте, все были довольны, а задержка автобусного рейса на 15 минут вызывала тяжкий вздох "ну что ж, придется ждать". Сейчас это выглядит так:
Волноваха от Донецка — в 40 минутах езды. За три часа доехать — это теперь везение. Значит, блокпост боевиков открылся вовремя и чудом не зависла "база", в которую якобы заносят всех выезжающих-заезжающих на оккупированную территорию. Значит, боевики были настроены милостиво и не требовали выложить на землю все из дамской сумки, попутно выясняя "А что это у вас прописка харьковская? А зачем в Донецк едете? Не диверсант ли?" Значит, очередь на блокпост была менее чем в 300 авто, не считая 200 в льготной, и 500 человек пешей очереди. На блокпостах люди ночуют и умирают, причем со стороны оккупации. Инфаркты, инсульты — уже стандартная строчка в сводке погранцов. К слову, на украинских КПВВ проблемы очередей практически сняты, даже поклонники самопровозглашенных "республик" уныло констатируют в сетях: "Украину прошли за 20 минут, на "ДНР" стояли девять часов". Но хвалить Украину в оккупации нельзя же! Поэтому сразу рассказывают о том, как "соседа с донецкой пропиской заставили петь гимн Украины и вытереть ноги о флаг "ДНР". В комментариях начинается ад: "Изверги!". Но при этом лично никто не пел и не вытирал, все делали соседи, знакомые и друзья друзей. С грустью еще вспоминают тех, кто решил поехать на подконтрольную территорию, забывшись, — с "паспортом ЛДНР" в кармане или на автомобильных номерах "республик". Судьба этих несчастных незавидна: говорят, их распинают сразу на придорожных столбах, чтобы другим неповадно было. Отсутствие столбов возле блокпостов рассказчиков обычно не смущает. Что распинают не понарошку — так это мобильные телефоны. Те, кто ездит часто, хорошо знают: когда заехал на блокпост и до того момента, пока не покинул его, мобильный телефон в руки брать нельзя. Даже если звонит. Даже если загорелся. Даже время посмотреть. Все в целях безопасности — якобы чтобы не передавали секретные данные. Распинают в прямом смысле: на блокпосту боевиков в Еленовке до недавнего времени висел щит с прибитыми к нему гвоздями-"костылями" мобильниками, изъятыми у тех, кто не понял.
Двухчасовое (а могут и три, и четыре) стояние в границах БП морально убивает. Выходить из машины нельзя. Ничего делать нельзя. Просто сидеть в машине. Осознавать вину. Впрочем, можно откупиться. Сигареты опять же, "пополняшка" на телефон, бутылка хорошей минералки могут смягчить приговор:
Можно аккуратно, чтобы никто не видел, дать деньгами, гривен 100. И сигареты должны быть украинского производства. И минералка. "Мы всякую фигню не пьем и не курим". Это, видимо, о российских товарах. Код для бабушкиТеперь о "базе". По легенде, блокпост регистрирует всех пассажиров и водителей с целью чего-то не допустить или пресечь. Данные пересекающих блокпост заносятся в некую "базу" на компьютерах, установленных в вагончиках. Пока все понятно, вот только компьютеров в тех вагончиках никто не видел. Возможно, компьютеры есть, и может быть даже это не "пентиумы". Но скорость работы пограничников — это нечто! Почему на подконтрольных Украине блокпостах хватает пару минут на человека? Почему боевикам не хватает и получаса? Одним пальцем набивают всю информацию? А информация там "исчерпывающая". Все же слышали об IMEI? Это серийный номер мобильной трубки. Еще раз Теперь самая распространенная ситуация. Автобус из Донецка до блокпоста (ходят, да, такие), заполненный пенсионерами. Тридцать четыре бабушки и дедушки подъезжают к блокпосту и водитель, добрая душа, напоминает в салон: "У всех "имеи" есть?". Конечно же, у большей части пассажиров его нет. Водитель начинает медленно диктовать "звездочка решетка ноль шесть решетка"… Потом повторяет примерно раз сорок, ибо кто-то не услышал. Потом раздает бумажки и ручки. Через полчаса охрипший водитель наконец высаживает взбудораженную толпу и уезжает обратно в Донецк. Старики становятся в пешую очередь, где уже триста таких же измученных страдальцев, чтобы через пару часов протянуть в окошечко заветную бумажку. Обычно в это же время кто-то из молодых недоуменно пожимает плечами:
И подумав, добавляет в адрес боевиков трехэтажную тираду. Место под солнцемСтоять в очередях — национальная "забава" новых "русских" из Донецка. Очередь на блокпосту, очередь в банк, пару дней назад стали в очередь, чтобы записаться в электронную очередь на российские паспорта…. Стоят при +34 и в –27. Сутки, двое, с младенцами и парализованными стариками. Ночуют в поле, куда в любой момент может прилететь (и прилетало не раз). Вокруг — поля и лесополоса. Ни еды, ни питья, пару лет назад появились биотуалеты от Красного Креста. Их не столько используют по назначению, сколько отмечают по ним размеры автоочередей. "На Еленовке очередь до третьего туалета" — это чуть меньше 100 машин. Боевики смеются над "мирняком", который шастает через блокпосты. На пенсионеров, вынужденных каждые 59 дней делать "пересечение линии разграничения", чтобы не лишиться украинской пенсии. Или едущих в банк на идентификацию.
Тех, кто помоложе, — могут обыскать, могут пропустить, не сказав ни слова. Украинская прописка дальше, чем в Харькове, вызывает подозрения и "приглашение" пройти в вагончик "МГБ". Кто, зачем, куда. Не диверсант ли? Покажи карманы. Словом "диверсант" пугают друг друга и мирных. Диверсантом могут назвать за наличие в сумках запрещенной к провозу колбасы или свинины. Впрочем, везут — и еще как. Прячут, но везут.
Приехав домой, подсчитывают расходы. Те, кто ехал на перевозах на юг, — "похудели" на 350—500 грн в одну сторону. На север или на запад — от 400 до 650 грн. А еще надо вернуться, и тоже не бесплатно. По цене проезда, например, Донецк — Славянск выходит, как авиаперелет в Европу на лоукостере. Но едут и едут, потому что вся их нормальная жизнь оказалась за линией разграничения, там, где нет блокпостов, комендантского часа и очереди, чтобы занять очередь… Джерело: https://www.segodnya.ua |