29, П'ятниця - 17:58:24
В Украине набирает обороты такая форма передачи госимущества в частные руки как концессия. Закон "О концессии" стал одним из первых законов, который был подан и принят нынешним парламентом. Он вступил в силу еще 20 октября прошлого года. Подобный закон существовал и раньше, но, по оценкам экспертов, был практически недееспособным. А после принятия обновленной редакции закона целый ряд объектов уже передаются в концессию: порты, аэропорты и другие. При этом не так давно теперь уже экс-министр экономразвития Тимофей Милованов сообщил, что в планах – передача в концессию вузов и больниц. Сайт "Сегодня" разбирался, может ли такое быть, какое госимущество вообще может быть передано в концессию и что это принесет украинцам. Что такое концессияКонцессия – это не продажа госимущества и не аренда. В отличие от продажи (приватизации), при концессии имущество остается в собственности государства. Однако, в отличие от аренды, концессионер (тот, кто получает госимущество в свое распоряжение) имеет право и даже должен реконструировать полученное госимущество, вести новое строительство и другими способами улучшать доставшиеся ему гособъекты.
Пожалуй, чаще всего мы слышали обещания передавать в концессию дороги. Да, в результате они стали бы платными, как это практикуется в Европе, но и качество таких дорог могло бы стать европейским. Как упоминалось в проекте закона "О концессии", в странах Евросоюза уже построено свыше 50 тыс. километров дорог на условиях концессии. Но, к сожалению, в Украине таких примеров пока нет. Хотя вскоре после вступления закона "О концессии" в силу сообщалось, что Украина подписала меморандум с китайской компанией о строительстве Большой кольцевой автодороги вокруг Киева по договору концессии. Что могут сдать в концессиюВ законе говорится, что объектом концессии могут быть любые объекты государственной или коммунальной собственности, относящиеся к любой сфере, за некоторыми исключениями. Также концессионеру могут передаваться земельные участки для строительства на нем новых объектов (например, тех же дорог). Не может быть передано концессионеру, например, производство и ремонт оружия, не передаются в концессию леса, не регулируется законом о концессии деятельность по добыче полезных ископаемых. А передача в концессию ряда объектов предполагает некоторые ограничения (например, это касается природных монополий, автомобильных дорог). Кроме того, государство или местные власти могут передавать в концессию право предоставлять социально значимые услуги. То есть коммунальные, транспортные, образовательные и другие. Относительно передачи в концессию социальных объектов, никаких ограничений не существует. А стало быть, и государственные университеты, и больницы могут передаваться в концессию. А кроме них – коммунальные школы и детские садики, аэропорты и вокзалы, водопроводы и другие коммуникации.
Готовы ли украинцы платить Конечно, за пользование концессионными объектами (не только дорогами) придется платить. Но за большинство услуг, которые предоставляет государство, мы и так сегодня платим – за проезд в транспорте и посещение аэропортов, за коммунальные услуги, иногда за образовательные, медицинские и другие.
Он считает, что активное применение концессии будет полезным для Украины. Ведь это позволит восстановить объекты государственной инфраструктуры без привлечения средств из бюджета, исключительно за счет частного капитала.
В то же время экономический эксперт Алексей Кущ считает, что в Украине в настоящее время нет условий для широкого использования концессии. В частности, коммерциализация социальной сферы, по его мнению, может привести к тому, что эти услуги станут доступны только для узкого круга состоятельных людей.
Джерело: https://www.segodnya.ua |