Станция Доброполье

Переглядiв: 4758 3 18.01.2011 в 14:11:53 Район
Находится в г. Доброполье. Расположена на линии Мерцалово-Доброполье. Имеет 1 пассажирскую платформу.
В XVII в. на месте нынешнего пгт Святогоровка рядом с пересечением Муравского и Залозного шляхов, существовала сторожа запорожских козаков. Оседлая жизнь в этих краях зарождается с конца XVIII в. В 1794 г. на р. Бык возникло село Штепино, с 1860 г. называемое Святогоровкой в честь местного землевладельца Святогора Штепы. Есть гипотеза, что второе название село получило из-за того, что было перевалочным пунктом при паломничестве православных в Святогорский монастырь. Со дня основания в селе действовала церковь, в которой шли службы на протяжении XIX-XX вв. (с небольшими перерывами) даже в годы Советской власти. 
 
В 1905 г. в селе была открыта земская больница (сейчас работает фельдшерско-акушерский пункт). В 1930 г. в селе были открыты первые колхозы, трансформированные в 50-х гг. в передовой колхоз им. Ватутина. В 1966 г. село получило статус посёлка городского типа. Ныне в селе работают: школа, библиотека, магазин, кафе.
 
В 1800 г. возникло село Доброе Поле, впоследствии называемое Добропольем. В 1824 г. в селе был построен Свято-Успенский храм. С 20-х гг. в селе создаются СОЗы, а затем – колхозы. Тяжелыми были бои в районе села в январе-феврале 1942 г. и в феврале 1943 г. Сейчас с. Доброполье – важный сельскохозяйственный центр района.
 
В первой половине XIX в. северо-восточнее с. Доброполье возник хутор Парасковеевка. В конце XIX в. в соседнем селе Анновке начали кустарную добычу угля, что быстро освоили и местные землевладельцы. В начале ХХ в. при содействии бельгийского капитала были заложены Святогоровский (на правом берегу р. Бык, восточнее Святогоровки) и Ерастовский (на левом берегу р. Бык) рудники с посёлками 11-я (Святогоровская) и 10-я (Ерастовская) колонна.
 
В 1915 г. была построена железная дорога от ст. Гришино с конечной углесборочной станцией рудников – Доброполье (с 1914 г. рудники именовали Добропольскими). От конечной станции к рудникам была построена узкоколейка (по современной ул. Первомайская) с конной тягой – прототипом шахтной линии «Большого Доброполья».
 
После Гражданской войны, в 1922 г. к Святогоровскому руднику присоединили Ерастовский, и новосозданный рудник стали называть Красноармейским. Позже название «Красноармейское» распространилось южнее, закрепившись за узлом железных и шоссейных дорог Гришино – Постышево. В 1925 г. на Красноармейском руднике, переименованном в шахту № 17/18 им. РККА, началось техническое перевооружение. К шахте проложили железнодорожный путь нормальной колеи. В 1935 г. все посёлки шахты № 17/18 были объединены в посёлок Красноармейский Рудник. В 1931 г. начато строительство новой шахты № 1/2 «Гигант» (им. Горького), первая очередь которой была сдана перед войной в 1941 г., а в 1945 г. посёлки шахты «Гигант» были подчинены поссовету Красноармейского рудника. Т.о., современный г. Доброполье, получивший статус города и современное название в 1953 г., включает в себя множество посёлков: 10-я и 11-я колонны, Временная колонна, Доброполье, Жданова, Техколонна, Железнодорожный, Марьевка, Новомарьевка, Новопарасковеевка, Парасковеевка и пр.
 
До 40-50-х гг. сообщение Доброполья с внешним миром происходило в основном по железной дороге. В 40-50-е гг. отдел снабжения находился в Красноармейском, а материалы и продукты, за отсутствием нормальных автодорог, поступали по железной дороге на промплощадки предприятий, откуда распределялись в магазины. Даже тяжелобольных в п. Новоэкономический рудник (Димитров) и г. Сталино (Донецк) возили по железной дороге. Лишь в 1955 г. из Доброполья в Донецк пошёл первый автобус, а в 1960 г. была заасфальтирована автодорога на Александровку. В 1954-1961 гг. была построена шахтная железная дорога «Большого Доброполья» от ст. Доброполье до ст. Легендарная. Наступила эпоха развития шахтных посёлков – Эпоха Большого Доброполья.
 
В 1950 г. возник посёлок Белозёрское на месте старого хутора. Юго-западнее располагался хутор Белозёрка, основанный зажиточными крестянами в 1913 г. (ныне – п. Боковое). В 1952 г. на месте старого хутора возник посёлок Белицкое, а в 1954 г. – Водянское. В 1956 г. фундамент первого дома был заложен на месте посёлка Новодонецкое. К 1951 г. тресты «Красноармейскшахтострой», «Красноармейскжилстрой», СМУ №№ 2, 5, 8 восстановили Доброполье, приступив к застройке посёлков-спутников. В 1959 г. возникло Добропольское шахтостроительное управление № 9, закладывавшая наземные и подземные объекты шахт Доброполья, Белозёрского. Полным ходом шло строительство новых шахт и обогатительных фабрик. Старые горнопромышленные предприятия реконструировали. Случались и казусы. Так, до 70-х гг. Белозёрское застраивался без учёта плана развития горных работ, что уже сейчас вызвало проседание почвы под жилыми застройками городка на 2…3 м. В дальнейшем почва может просесть до 8…10 м.
 
В 1952 г. вступила в строй ЦОФ «Добропольская», строящаяся с 1948 г. В 1954 г. были построены шахты № 3 «Доброполье» («Белозёрская»), № 1 «Водянская»; продолжалось строительство шахт «Белицкая» и «Пионер». Начали строительство шахт № 1 «Гнилушанская», № 2 «Гнилушанская», № 2 «Водянская» и «Запорожская», вступивших в строй к 1957 г. В 1959 г. вступила в строй шахта «Белицкая» (долгое время носившая имя XXI Съезда КПСС) и ЦОФ «Октябрьская» близ г. Белицкое. В этом же году мелкие шахты № 1 «Гнилушанская» и № 2 «Гнилушанская» близ г. Белозёрское были присоединены к шахте № 3 «Доброполье». В 1960 г. первый уголь дала гидрошахта «Пионер».
 
В 1962 г. на промплощадке шахты № 1 «Водянская» были открыты центральные электромеханические мастерские, перенесённые через 2 года в Доброполье (ныне – ремонтно-механический завод). В 1967 г. вступила в строй гидрошахта № 2 «Красноармейская» с групповой обогатительной фабрикой «Красноармейская». В следующем году сдали в эксплуатацию шахту № 1 «Красноармейская» («Новодонецкая»), запуск которой затянулся: по ряду причин гидродобычу угля на предприятии наладить не удалось, и его перевели на «сухой» способ добычи. В 1969 г. на шахте № 2 «Водяная» открыли филиал Донецкого завода точного машиностроения.
 
В 1968 г. в Доброполье пошёл первый троллейбус из центра города в посёлок шахты № 17/18. Вскоре открылись ещё 2 троллейбусных маршрута: на ремонтно-механический завод и на шахту «Добропольская» (бывшую «Гигант»). В конце 60-х гг. из Доброполья в Донецк дважды в неделю летал аэроплан АН-2 (на 10 мест). Автобусное сообщение развивалось медленно, - настоящий бум на автобусы и маршрутки начался лишь после 1996-1998 гг.
 
К 80-м гг. Доброполье вновь стало громадной стройплощадкой: начали строить вторую очередь канала «Днепр – Донбасс» с комплексом в Доброполье. Из Дружковки начали тянуть газопровод. В 1986 г. открылся завод железобетонных труб высокого диаметра, уникальный в своём роде в СССР. Готовились к проходке первой очереди шахты «Добропольская-Капитальная»… 
 
Все эти проекты оказались неосуществлёнными, законсервированными, закрытыми. Комплекс «Воды канала «Днепр – Донбасс» в Доброполье разрушен, строительство канала приостановлено. Завод железобетонных труб закрыт и разрушен. Газопровод до сих пор тянут. Строительство шахты «Добропольская-Капитальная» законсервировали, даже автодорогу к стройплощадке демонтировали (сняли авиационные плиты). Геологоразведочная экспедиция, исследовавшая недра Западного Донбасса (Доброполье. Красноармейск, Павлоград), закрыта.


avatar
3 Мазепа • 14:27:41, 18.01.2011
Quote (inetka)
и теперь врядли у нас запахнет газом...

ну не знаю что тебе сказать лучше почитай http://www.dobrepole.org.ua/publ....-0-1695

avatar
2 inetka • 14:14:12, 18.01.2011
да, славная, жаль, что много чего хорошего заглохло. Белицкому вообще обидней всех - их проект на газификацию отдали г.Родинскому и теперь врядли у нас запахнет газом...
avatar
1 dobrepole • 12:47:21, 18.01.2011
Эх, славная была история.
ComForm">
avatar
Наверх