26, П'ятниця - 01:04:36
Наша следующая "горячая точка" Ровенской области, где день назад захватили храм, называлась Буща. Священник предупредил, что дорога туда — "не очень". Но верующие люди вообще о любых трудностях говорят аккуратно. Словом, дороги в цивилизованном понимании асфальта здесь вообще не было. Это было нечто условное — путь среди полей, лесов и перелесков. Мы даже всерьез стали опасаться за наш транспорт. Однако бездорожье перестало что-то значить, когда мы увидели сам Свято-Николаевский храм. Золотые купола в горах — всегда зрелище завораживающее, и Буща здесь не исключение. На пути к храму стоит замечательная скульптура Богородицы. Эдакий маленький кусочек рая. Неподалеку от храма — древнее кладбище со старинными каменными крестами, наполовину ушедшими в землю. Они еще помнят древнюю деревянную церковь Архистратига Михаила, утраченную в начале XIX века. Словом, место неимоверное красивое и веками намоленное. Реликвия РовенщиныСвято-Николаевский храм — памятник архитектуры Здолбуновского района и жемчужина Ровенщины. 160-летний юбилей его отметили 31 мая 2018 года по давней традиции — праздничной архиерейской службой и крестным ходом. Тогда еще никто не знал, что такое "томос". И не предполагал, что его подписание разделит односельчан на два лагеря. Что в пылу политических раздоров древние двери храма просто взломают, а юбилейные фото храмового праздника с радостными лицами прихожан станут историей. Как только наша машина поднялась на пригорок, из домов стали выходить люди. Пока мы знакомились с настоятелем — молодым отцом Александром, внизу "припарковалась" бричка с двумя лошадками. На ней отец семейства привез "на збори" четырех бабулечек из соседнего села. Женщины спрыгивали с телеги, словно им по 18, чем привели нас в полный восторг.
Свято-Николаевский храм. Настоятель, отец Александр "Мы за батюшку — горой!"В храм нас, конечно же, не пустили. Потому настоятель пригласил в домик, где теперь проходят богослужения. Это старая, но хорошо отремонтированная хатка. По словам бущан, она стоит здесь несколько веков. В ней всегда жил настоятель, когда еще была церковь Архистратига Михаила. Как и в "домовых храмах" Гощи и Курозван, комнатка, окна которой выходят на восток, стала алтарной частью, а коридор и вторая комната — местом для прихожан. "Много вас?" — спрашиваем отца Александра. "Сейчас увидите", — сказал батюшка и вышел в сени. После чего в домик стали заходить люди. Он заходили и заходили... Оказалось, с нами пообщаться прибыли около 40 (!) человек из Бущи и близлежащих сел.
Переход в ПЦУИстория перехода в ПЦУ из УПЦ здесь во многом походила на предыдущие.
Прихожане признаются: первое богослужение в домике было больше похоже на плач Иеремии.
Алтарь. Из захваченного храма разрешили взять лишь Евангелие "Наша очередь терпеть за Христа"Оставшиеся в УПЦ говорят, что терпят насмешки и угрозы. От соседей, бывших друзей, с которыми полвека назад сидели за одной партой в сельской школе, они теперь слышат: "Ну, заходи, сепаратистка!".
После разговора люди медленно стали расходиться по домам. Выяснилось, что пока мы были в домике священника, хозяевам брички кто-то успел обрезать вожжи.
В бричку одна за другой резво запрыгнули четыре бабулечки, после чего "кортеж" тронулся. Мы стояли и любовались, как они махали нам на прощанье, пока не скрылись за поворотом в лучах заходящего весеннего солнца.
После встречи. Приверженцы УПЦ держатся все вместе Владыка Пимен: "Наша церковь никогда не посягала на чужое"Викарий Ровенской епархии УПЦ — о табу на агрессию, важности единства, молитвах за паству и своих врагов, а также о самом благодатном времени для появления истинных святых Епископ Дубенский: "Унижать и обзывать соседа — все равно что обзывать свою родину и Господа". Фото: А. Яремчук — Владыка Пимен, на ваш взгляд, что сейчас происходит между УПЦ и ПЦУ? — Сейчас мы переживаем очень трудные времена, когда на церковь ведется завуалированное, но всем видимое гонение. Происходят захваты храмов. Мы чувствуем постоянное давление на церковь и ее служителей, даже на людей, которые выявляют желание остаться в УПЦ, в которой они крестились и выросли. Это настолько тяжело принять и понять, ведь мы все — дети Божьи. Мы любим свою церковь, мы патриоты своей страны, хотя и не пропагандируем это при каждом случае. Нас делают изгоями на своей же земле, которую мы любим и которой мы живем. Сейчас в Ровенской епархии законных переходов в ПЦУ не было. Зато были захваты и междоусобицы в селах. Это все происходит под достаточно заезженными девизами: "Вы — москали". Совершенно беззаконно и безнаказанно нас ругают и обзывают грубыми словами. Суть даже не в этом. А в том, что это вуалируется пожеланиями создать "украинскую церковь", которая и так уже существует с 1992 года как самостоятельная и независимая. УПЦ имеет больше прав и автономии, чем новосозданная ПЦУ, которая полностью подчинена патриарху Варфоломею. Но об этом не говорят, факты перекручиваются, все подается в черных тонах, достаточно цинично. — Односельчане, которые знали друг друга чуть ли не с рождения, вдруг стали врагами. Как вы это объясняете как священник? — Я отвечу словами Евангелия: "Блаженны миротворцы". Если человек — христианин, он не допустит разделения общества на "хороших" и "плохих", "угодных" и "неугодных". К сожалению, именно так сейчас все и происходит. Захват храмов поддерживается госструктурами и воспринимается на ура. К нашему ужасу, в этом участвовали порой и главы сельсоветов или их заместители, что подтверждается множеством видеозаписей. Их поведение воспринимается как "услуга своему народу". Услугой было бы, если бы людей примирили, нашли возможность решения проблемы, а не вели однобокое затравливание верующих УПЦ. А то, что происходит — медвежья услуга. Что мы видим в селах? Односельчане разделились на два лагеря. Одни хотят остаться в лоне УПЦ, и зачастую таких больше, другие — подогретые провокациями про "москалей", взламывают храмы. На тех, кто всегда ходил в храм, не обращают внимания. А другие, кто и на Пасху там не всегда был, воспринимаются как верующая община. Таким образом открыто нарушаются права человека на вероисповедание. Ощущение, что те, кто не принял ПЦУ, уже не являются частью общества. А что это, как не оскорбление человеческого достоинства? — Священники успокаивают своих прихожан, а как вы успокаиваете своих священников? Как находите мир в момент, когда мира нет? — Каждый священник понимает сложности своего служения. Что всю жизнь им нужно будет, вопреки всему, искать мир. Мир в своей душе и душах своей паствы. Ненависть никогда не искореняется ненавистью, а зло никогда не искореняется злом. Зло может быть побеждено только любовью. Став на служение, священник должен постоянно совершенствоваться в обретении мира в душе. Всех священников, которые сейчас особенно страдают, мы поддерживаем чем можем. Верим, христианская любовь все преодолеет и победит. — На Ровенщине мы побывали в Буще, Курозванах и Гоще, где произошли захваты храмов. Как думаете, почему именно эти села попали "под удар"? — У нас пока нет возможности как-то проанализировать ситуацию, потому сложно ответить на ваш вопрос. Мы пытаемся как можем сохранить мир и духовное братство. Для нас не имеет значения, где находится храм, чтобы помочь и поддержать. Для нас каждый приход — ценность и благословение. Мы молимся и за тех, кто терпит гонения, и за тех, кто гонит наших людей. Каждый человек важен для Господа, и для нас — неповторимая индивидуальность, будь это бабушка 90 лет или 5-летний ребенок. — Как вы относитесь к тем священникам, прихожанам, которые перешли в ПЦУ? — Так же, как и раньше. Мы ценим человеческое достоинство. Никогда не принижаем людской чести. Мы имеем обязательства перед Богом — сохранить свою паству, пасти своих овец. Но могу одно сказать точно — за всю свою историю УПЦ никогда не посягала на чужое. Она всегда строила и восстанавливала свое. Мы всегда просим своих верных чад не проявлять агрессии. Каждый человек — это образ и подобие Божие. Есть правовое поле, будем защищать законно то, что нам принадлежит, а остальное — дела Божии. Как говорят классики: "Людская душа — это тихое море слез. Каждая душа — это и боль, и радость. Обижая человека, мы обижаем целый микромир". — Гонения на церковь укрепляют паству или разделяют ее? — Гонения — это проверка на честность перед самими собой. Сложные времена на самом деле для церкви всегда были самыми благодатными — тогда появлялись истинные святые люди, проявившие стойкость. Некоторых из них вы встретили в селах. Вы видели, сколько в них веры?! А какие искренние их слезы и их боль?! Слезы — от чистоты души, слезы праведные. Думаю, сейчас происходит очищение души нашей церкви. — Что бы вы хотели пожелать тем, кто сейчас терпит междоусобицы? — Чтобы Господь дал всем нам чистый разум, искреннее желание подать один другому руку мира и перестать ссориться. В наших жилах течет одна кровь, нас вырастила одна земля. У нас прекрасная наследственность — сонм величайших святых православного мира, прекрасные примеры казачества. Пусть эта наследственность "заговорит" в жилах каждого. Унижать и обзывать своего соседа — все равно что унижать и обзывать свою родину и Господа Бога.
Приход в Буще. За отцом Александром идут в храм молодые ребята. Фото: А. Яремчук Джерело: https://www.segodnya.ua |